О том, что нового откроется зрителям в классической пьесе, которую мы помним еще со школьной скамьи, нам рассказала режиссер спектакля Елена ЧЕРПАКОВА.
ЧТО РАССКАЖЕТ ПЬЕСА О ДОМОСТРОЕ ЗРИТЕЛЮ 21 ВЕКА?
Традиционно пьеса «Гроза» дается как история про несчастную молодую девицу Катерину, которую замучили своими правилами и придирками злые родственники. И все-то вокруг не то и не так: и в городе, и в семье. И все-то хочется чего-то другого: то ли поднять руки и полететь, как птица, то ли интрижку завести с любовником. В общем, вечная проблема, не знает барышня чего хочет, то ли свободы, то ли буженины с хреном.
А тут еще и критики пустили слезу над судьбой несчастной, объявили её символом протеста против домостроя. Символ, впрочем, весьма печальный: когда пришло время отвечать за прогулки при луне, тут же предпочёл самоуничтожиться.
В общем, школьники и в двадцатом веке не сильно понимали, почему Катерину дружно называют лучом света в «тёмном царстве». Здоровая психика советского человека вообще не принимала самоубийство как выход из бытовой проблемы. Что уж говорить о зрителях 21 века! Будет ли воспринят сегодня Островский с его образным и глубинным пониманием на первый взгляд бытовых проблем? Увидит ли зритель себя в пьесе? Времена меняются, меняются ли нравы?
Однако ценность классического произведения в том и заключается, что разные люди в разные времена находят в нем что-то совершенно новое, своё, ещё не сказанное и не открытое. В качестве альтернативы один из российских театров лет десять назад решил всячески поддержать Кабаниху. Мол, свекровь просто хочет сохранить традиции, от которых и сама не в восторге, потому как тоже настрадалась в своё время, но каким-то другим способом сохранять семью и делать счастливым своего сына просто не умеет.
Конфликт свекрови и невестки, конечно, налицо. И подобные отношения не ушли в небытие и будут интересны зрителю ещё очень долго. Да и «темное» царство электрической лампочкой не осветишь.
Нужно отдать должное обнинскому режиссеру Елена ЧЕРПАКОВОЙ, ей удалось найти в драме Островского то, на что долгие годы не обращали внимание самые маститые режиссеры, что, если и читалось зрителями, то не выводилось на уровень сознания.
В. Красногоров «Офисный планктон», Юрий Смоляков, Алексей Кусый, Полина Колесникова |
НА КОГО БЫ ПЕРЕЛОЖИТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: НА ВАРВАРУ ИЛИ НА ГРОЗУ?
— О чем эта пьеса для меня? — Она об ответственности за все свои поступки, — говорит Елена Валерьевна. — И когда мы начали ещё на уровне читок разбирать пьесу, я все больше и больше утверждалась в своём видении. Там сплошь и рядом все герои кого-то обвиняют: Тихон — матушку, Катерина — Тихона, Кабаниху и город. И в целом, появляется такая круговая порука, как бы на кого-нибудь переложить ответственность. Вроде как, это не мы виноваты. А тут ещё и гроза!
— За полтора столетия пьеса обросла хрестоматийными представлениями о героях и о смыслах. Вам критики скажут, что нельзя отрывать героев от исторического контекста. Мол, не было у Катерины другого выхода – только утопиться.
— Но Островский уникален тем, что он актуален и многогранен, то есть там не уткнешься в одну глубину, этих глубин много. Домострой как явлений все-таки был, мы не можем это отменить. Это исторический факт. Но сегодня для нас проблемы домостроя, наверное, не очень актуальны. Правильно? Вот мы и ищем какие-то другие смыслы.
— В школе приходилось писать сочинение на тему «Катерина — луч света в тёмном царстве»?
— И в школе я была не согласна с этим утверждением.
О. Степнова «Любить не поздно», Людмила и Владимир Жарские |
СПЛОШЬ ОБЩЕСТВО НЫТИКОВ
— Для меня Островский актуален абсолютно. Во-первых, там есть действительно абьюзи́вные, то есть уничижительные отношения. Это есть, и это сейчас очень актуально звучит. Во-вторых, чувство ответственности за то, что ты единственный за себя отвечаешь. У нас же сейчас сплошь общество нытиков, которые винят во всем своих родителей, государство, общество, стихию. Вот этот порочный круг он остался. Ну да, он сейчас выглядит по-другому. Мы употребляем другие какие-то способы высказывания.
— Лингвистика другая, а суть та же: как бы всех обвинить в том, что с тобой произошло?
— Да, но в пьесе есть персонажи, Варвара и Кудряш, которые единственные отвечают за всю свою ситуацию и сбегают. Это такой болевой это поступок, но это их действие, их выбор. По сути, и Катерина тоже делает свой выбор. Я так в своем ощущении определилась для себя: мы рождены, чтоб сказку сделать былью. Сами. Здесь для меня разговор со зрителем именно об этом должен состояться.
— Кто для Вас бесспорно положительный персонаж в этом темном царстве?
— Это Кулигин, который ходит и хочет себя применить на благо общества. Наверное, это единственный нормальный персонаж, со здоровым пониманием сути. И все ключевые персонажи пьесы обращаются к нему, идут к нему, как на исповедь, и Борис, и даже Тихон. Они все как бы рассказывают ему свою боль, хотя бы на уровне слова, но признают свою несостоятельность.
ВОТ ОПЯТЬ ОКНО, И ОПЯТЬ ЗАКРЫТО
— Оформление спектакля будет традиционное? 19-й век, мрачный город Калинов.
— Я не шла от исторической правды. Мне важно здесь было создать свой образ этого вымышленного города. Мы отталкивались от обстоятельств пьесы. Есть город, есть окна, и они все парадные, внешне — в резных наличниках. А что за этими окнами? Они закрыты точно так же, как закрыты наши фасады от взглядов других людей, то есть мы все носим некую, такую вот маску, личину. А что-то у нас на душе, что там творится? Вот такой важный идет Дикой, а что у него дома происходит? Он абсолютный, по моему прочтению, садист, абьюзер абсолютный. И это подтверждается, когда он Кабанихе рассказывает о том, что дома-то он «гоняет баб своих», воюет со всеми. По сути, он домашний тиран.
— Как готовятся декорации в народном театре?
— Мы сотрудничаем с известным в городе художником Натальей КИТАЕВОЙ. Она художник-график. Мы постепенно шли к нашему решению, экспериментировали, я скажу, даже у нас один из эскизов есть, и он сделан в стиле конструктивизма Малевича.
Были очень разные решения, нам надо было поймать визуальный образ, и мы шли к нему разными путями. В диалоге тоже рождались какие-то варианты, пробовали все.
— На чём остановились?
— Это трехъярусная декорация с большим помостом. Мне нужно было ощущение того, что есть куда скатываться. То есть, высшая какая-то нравственности точка в метафорическом смысле. И мы скатываемся в этот овраг, и делаем это добровольно. С огромным удовольствием мы совершаем плохие грешные поступки. А как подняться обратно на эту звенящую чистоту вибрации? Поэтому декорация представляет из себя три плана. Центральная конструкция, которая проигрывается как набережная, дом Кабановых и как овраг. Вот у нее 3 уровня высоты. А вокруг все в этих заколоченных окнах. Есть над чем подумать.
КОМФОРТНО НА СТО ПРОЦЕНТОВ
Руководителем обнинского народного театра Елена ЧЕРПАКОВА работает пятый год. За это время поставлены одиннадцать спектаклей: «Квадратура круга», «Офисный планктон», «Королевство Кривых Зеркал, новогодние спектакли.
Сегодня в списках актёров обнинского народного театра имени Бесковой 30 человек и плюс студия — 15 юных артистов. Они тоже выйдут на сцену в массовых сценах. Театральной студией руководит Полина КОЛЕСНИКОВА, она же играет Катерину. Полина Александровна закончила Санкт Петербургский институт культуры, отделение режиссуры и теперь занимается любимым делом в Обнинске.
Работа над спектаклем «Гроза» длилась год.
— Насколько комфортно вам в ГДК?
— На все 100%! У нас огромное помещение почти 150 квадратных метров, оно разделено на 2 класса. В одном классе приемная такая, а в другом — репетиционная. Пространство зонировано, в этом же помещении есть своя костюмерная. Увлеченность театром всех участников процесса, отличная сцена и внимание руководства ГДК позволяют дарить зрителям волшебные спектакли.